Тысячи лет до нашей эры в долине реки Ганг появилась индоарийская культура. В ведический период с XV по VI в. до н.э.в Индии появились Веды- священные книги индийских мудрецов, а затем комментарии к ним - Упанишады. Веды и Упанишады способствовали развитию философской мысли в Индии, что привело к созданию шести философских школ, к одной из которых относится йога. Йога как система признается всеми этими философскими системами как общий метод и практическое средство познания мира. Научная традиция приписывает выделение учения йоги как самостоятельной системы индийскому мудрецу Патанджали(11-1век до н.э.). Патанджали не претендует на авторство создания философской системы йоги, он лишь собрал данные вед и упанишад и прокомментировал в своем труде "Йога-сутры". Патанджали излагает философскую практику той йоги, которая сейчас большинством исследователей, в том числе российскими философами, считается классической.
Великий мудрец Патанджали определил йогу как yogascittavritti nirodhah, что означает контроль над колебаниями ума, интеллекта и эго. Как волнующая поверхность реки дает расплывчатое отражение луны в воде, так и колеблющийся ум не может правильно отражать состояние души. Лишь ясный ум отражает душу. Для самовыражения (самореализации), для того чтобы добиться успокоения, колебания ума должны быть устранены. Означающий сознание термин "читта" применяется в йоге в расширенном смысле. Читта состоит из разума, интеллекта и эго. Сознание-это мост, соединяющий физическое с духовным. Направленное в сторону духовного, сознание достигает своей конечной цели. Между физическим и духовным началами существует своего рода натянутый канат, когда каждая сторона как бы тянет сознание к себе. Исход зависит от того, какая гуна преобладает в том или ином состоянии - саттва, раджас или тамас. Для состояния, вызванного преобладанием саттвы, характерны просветленность сознания, спокойствие, самообладание и ясность. Раджас-гуна делает человека активным, энергичным, напряженным и целеустремленным. Тамас-гуна повергает человека в апатию, инертность и неведение. -2- В обыденном представлении людей слово "йога" вызывает по прежнему разные образы. Некоторые ассоциируют йогов с отшельниками, одетыми в желтую одежду, с телом, посыпанным пеплом, сидящими со скрещенными ногами на вершине горы или на берегу священной реки. Слово "йога" имеет своим корнем санскритское слово "йюдж", что означает слиться, присоединиться или объединиться. Йога - это единение души с абсолютной истиной, состояние неомраченного счастья как следствие преодоления дуализма. Занятия йогой ведут к познанию истинной природы души, которую нельзя понять полностью лишь функциями интеллекта. Йога освобождает от повседневных забот и расстройств, вызванных неустойчивостью ума (колебаниями ума). Йога придает ясность и способность владеть собой в пору противоречий повседневности. Это - искусство познания самого себя и познания абсолютной истины. Йога - это изучение функций организма, ума и интеллекта в процессе достижения свободы. Это опыт самостоятельного приобретения знания, а не результат книжной науки, препираний с логикой или теоретическими аргументациями. Йога - это философия, образ жизни, при котором искусство объединяется со знанием. Йога учит выполнять свой долг без мысли о воздаянии, быть вовлеченным в события повседневности и оставаться внутренне безучастным, действовать правильно и стать свободным от этой жизни. Жить - это искусство. Йога повышает качество жизни. Следовательно, йога - искусство. Она возвышает мысли и дает возможность успешно преодолевать трудности жизни и сохранять при этом самообладание, йога учит направлять усилия для достижения цели в жизни, воспитывает дружелюбие, способность к сосредоточению, почтительность, удовлетворение судьбой, радость и готовность отказаться от несущественного, прививает хорошие привычки, чувство справедливости, умение вести праведную жизнь. Наука йоги состоит в приобретении знания путем наблюдения и опыта. Это наука, занимающаяся телом и духом, причем нестабильность духа побеждается контролем над телом. При помощи йоговских упражнений люди приобретают физическое и духовное здоровье и силу. Только тогда, когда достигнуто равновесие между телом и духом, можно достичь самореализации. Наука йоги учит, как достичь подобной гармонии, следуя искусной и стройной системе.
В "Йога-сутрах" Патанджали определил восемь ступеней на пути достижения состояния йоги.1. Яма - поведение по отношению к другим, или социальная дисциплина
2. Нияма - отношение к самому себе или личная дисциплина.
3. Асана - практика поз для физической дисциплины.
4. Пранаяма - контроль за дыханием.
5. Пратьяхара - воздержание, или дисциплина чувств.
6. Дхарана - сосредоточение.
7.Дхьяна - медитация.
8.Самадхи - самореализация.
Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущиеся различия, они ведут к одной цели. Что касается людей, которых не привлекает духовный аспект йоги, то они могут обратиться к ней ради ее оздоровительного эффекта. Здоровье тела и духа важно для всех людей, то ли добивающихся успеха в мирской жизни, то ли стремящихся к самореализации. Йога дает равную возможность самовыражения как верующему, так и атеисту. Исторически сложилось так, что 8- ступенчатый классический путь йоги был закрыт для продвижения учеников. Распространение йоги в нашей цивилизации было связано с выделением из единой некогда системы йоги отдельных направлений, акцентирующих внимание на каком-либо частном звене этого учения. Появились такие направления йоги: Хатха йога - направлена в основном на развитие физических и физиологических функций организма, ее связывают с первыми четырьмя ступенями йоги Патанджали. Раджа йога - рассматривает развитие высших психических функций человека и охватывает последние четыре ступени йоги Патанджали.. Карма йога - йога действия, пропагандирует бескорыстную деятельность. Крийя-йога - направлена на моральное очищение, искоренение недостатков. Бхакти йога - йога поклонения божествам. Надо йога - использование звуков, мантр, которые воздействуют на психику и через нее на физическое тело. Тантра йога - изучение природы взаимодействия противоположностей и достижения гармонии и другие виды йоги. Практически все направления йоги пересекаются, поэтому учителя практикуют пурна-йогу - включает в себя элементы всех разновидностей. На Западе йога появилась в конце 19 века. Первоначально западная йога делала упор на самосовершенствование, соблюдение этический принципов. Однако чем больше йога приобретала популярность, тем сильнее отличалась от классических первоисточников. Основной акцент переместился на физическую составляющую, большинство людей стали воспринимать йогу как экзотерическую гимнастику, с помощью которой можно сбросить лишний вес, нарастить мускулы, оздоровить организм. В этом нет ничего плохого, но это не конечная цель традиционной йоги. Для большинства людей, которые увлекаются йогой, основной целью является не совершенствование внутреннего мира, а укрепление физического тела, поэтому наиболее популярна стала хатха йога. Слово "хатха" как существительное значит сила, и действительно, хатха-йога дает силу. Как наречие "хатха" переводится как принуждение, против воли, бороться с волей. Хатха - йога названа так потому, что обязывает к жесткой дисциплине, если хочешь достичь ее высот. Не следует рассчитывать овладеть хатха-йогой в короткий срок. Путь к успеху лежит через многолетнюю упорную методическую работу, постепенно, шаг за шагом, овладение самим собой. Хатха является соединением двух слов "ха" и "тха". "Ха"- это солнце, а "Тха» - это луна. Солнце символизирует процессы возбуждения, согревания, Луна - процессы торможения, охлаждения. Человеческое тело согласно учению Йоге, делится на две части - правую или "солнечную" и левую - или "лунную". Как правая и левая половина тела образуют целое, так и "хатха" является символом единства и борьбы противоположных начал, ответственных за жизнедеятельность человека. С чисто практической точки зрения Хатха-йога это: - идеально здоровое тело и дух, умение активно противодействовать неблагоприятным физическим и психическим факторам - совершенное управление телом и разумом, мгновенная и безошибочная реакция на внешние раздражители - способность много и с удовольствием работать и умело отдыхать - доброжелательное отношение к людям, готовность помочь им и передать свое радостное настроение -долголетие и активная деятельность до последнего часа и многое другое. Йога доступна любому человеку в здравом рассудке. Для занятия йогой не имеет значения ни профессия, ни классовая принадлежность, ни религия, ни национальность, ни возраст. Цель ее - последовательно развивать такие качества организма, которые позволяют понять действительность и утвердить самосознание, поддерживая здоровое функционирование мозга и психики. Этого можно достичь последовательно, проходя по различным ступеням йоги, известным под названием " восьмеричного пути". В зависимости от способов и методов преподавания хатха-йоги в настоящее время существует много различных школ, направлений. Наибольшей популярностью пользуются во всем мире школа Айенгара. В настоящее время Айенгар в возрасте 95 лет продолжает заниматься преподавательской деятельностью в своей школе в Пуне. В йоге Айенгара особое внимание уделяется скрупулезной отстройке асан. Причем внимание уделяется мельчайшим деталям, вплоть до правильной постановки пальцев. Уделяется большое значение йоготерапии. Не менее популярна у нас в России Аштанга йога. Основателем этой школы является Паттабхи-Джойс(1915 г.р.), который до сих пор преподает в Майсоре. Это практика для сильный и физически здоровых людей. Отличительной особенностью этой школы является использование виньяс в качестве связки асан. Использование виньяс разогревает тело, что способствует его очищению. Во время практики для полноценного обеспечения кислородом используется дыхание уджайи. Для поддержания осознания работы внимания используется концентрация внимания на различных частях тела. Делийская школа Дхиренды Брахмачарьи известна использованием динамических практик Сукшма-вьяяма и Стула-вьяяма, представляющих собой активные движения руками, ногами, прогибы, наклоны, приседания. Во время практики выполняются задержки на вдохе. Эти практики используются для разогрева мышц и суставов перед практиками асан, проработке рефлексогенных зон и тренировке сердечнососудистой системы. Асаны практикуются в статическом режиме и с длительной выдержкой. Школа йоги Шивананда - основателем является Свами Шивананда (1887-1963). Йога Шивананды объединяет использование техник хатха йоги, асан, пранаям, медитативных техник, использует методы джняна-йоги (йога знаний), карма-йоги (йога деятельности), бхакти-йоги (йога любви к богу), раджа йоги (царственная йога). Практикующим предлагается выбрать методы им подходящие. Бихарская школа - основатель Свами Сатьянанда Сарасвати 1923г.р. Практика хатха йоги в данной школе представляет собой небольшой объем асан, очистительных процедур, пранаям, ориентирована на терапевтический эффект. Значительную роль отводится понятию кундалини и работе с этим. Особый интерес представляет практика, описанная Сатьянандой под названием йога - нидра. Она представляет собой последовательное направление внимания на различные части тела по определенной схеме с целью обретения целостного осознания своего тела. Шадоу йога Шандора Ремете 1946г.р. Школа уделяет много внимания постановке внутреннего понимания учеником того, что он с собой делает в практике. Одна из немногих школ, где тщательно выставляется дыхание. Многие считают, что именно в этой школе наиболее разработаны вводные динамические практики. Рекомендуется для практиков с опытом, для обретения более полного самостоятельного понимания практики. Трай йога Кали Рей. Практики этого направления называют этот режим работы в потоке. В практике используются виньясы, мудры. При выборе школы необходимо учитывать конституцию человека. Людям медлительным и спокойным (капха-конституция) нужно выбирать динамичную практику хатха йоги, а людям активным (пита-конституция) или же легко возбуждаемым (вата-конституция) наоборот больше подойдет статическая практика хатха йоги.